Чтобы не прощелкать этот год, ваша покорная слуга, автор статьи, решила начать его с «Щелкунчика» и прямо 2 января отправилась в Астраханский театр оперы и балета. В очередной раз наблюдая, как словно сотканные из графенового аэрогеля балерины рисуют кончиками пуантов в воздухе причудливые иероглифы, я снова и снова сомневалась в их земном происхождении. Где-то под толстым слоем восторга томилось моё абсолютно земное мышление вперемешку с профдеформацией: «А правда, что балерины сидят на жесткой диете?.. Действительно ли их стопы стерты до костей?.. А как вообще стать балериной?!».
И тут в голове щелкнуло: «Инфоштаб» должен сделать интервью с балериной! Так и родился этот текст в нашу постоянную рубрику «Один день с…». Слегка оклемавшись после новогодних каникул и войдя в рабочий ритм, мы связались с пресс-службой ТОиБа, озвучив свою идею, которую там с радостью поддержали, за что мы им безмерно благодарны. Не уступает в размерах и наша благодарность ведущей солистке театра Софии Романовой, согласившейся с нами встретиться и поговорить. И разговор этот прошел на одном дыхании, словно между «добрый день» и «спасибо за встречу» был один гран-жете.
В балерины я пойду, пусть меня научат
«Моя мама любит рассказывать эту замечательную историю. Мне было около трёх лет. В один из вечеров меня пытались уложить спать, но мне не хотелось и мама включила телевизор, начала щелкать каналы в поисках какой-то программы, под которую я таки засну. Когда она долистала на одном из каналов до фильма «Анна Павлова», я сказала: «Мама, останови, давай посмотрим». И я досмотрела до конца и потом уснула. А с утра попросила маму сшить «такую же юбочку и туфельки». Она не сразу поняла, о чем я, а потом решила, что это детские фантазии и они быстро забудутся. День, два, а я так же ей продолжаю говорить: «Мама, я хочу такие же туфельки, такую же юбочку, отправь меня на танцы». В итоге родители нашли в моем родном городе, в Великом Новгороде, где детей берут учить балетным танцам с трех лет. В августе мне исполнилось три года и в сентябре мы пошли туда. Вот так и начался мой путь в балете. Мои мама и бабушка очень поддерживали меня в начале моего пути, за что я им очень благодарна. И по сей день я ни капельки не жалею о своем выборе, а фильм «Анна Павлова» меня до сих пор продолжает вдохновлять», — начинает наше интервью София Романова.
По её словам, три года — это уже подходящий возраст, чтобы пойти учиться балету, даже если нет планов связать с этим жизнь, занятия полезны для формирования осанки, фигуры и даже мышления.
Однако маленькая София уже тогда всё для себя решила. И в детском саду, и в младших классах школы на вопрос, кем она хочет стать, когда вырастет, девочка неизменно отвечала, что будет балериной.
Кружок «Умелые ножки»
Всё окончательно стало предопределено после младшей школы, когда юная София поступила в балетное училище. Нет, мы не ошиблись. После четвёртого класса будущие балерины вместо пятого идут в училище, где учатся восемь лет.
«Мама тогда спросила меня: «Тебе точно это надо? Ты не будешь жалеть? Это же сложно, вы будете работать в пуантах, будут стираться пальцы, это больно». Я сказала, что мне это надо», — вспоминает теперь уже ведущая солистка театра.
Впрочем, чего еще ждать от девочки, вдохновившейся Анной Павловой, ведь именно ей принадлежит цитата: «Бог даёт талант. Работа превращает талант в гения».
Так в жизни Софии на смену трем занятиям танцами в неделю пришли ежедневные тренировки. Занятия в балетном училище длятся по полтора часа. В младших классах это классика и историко-бытовой танец, например, полька и мазурка. Затем их заменяют характерные танцы — испанские, неаполитанские, и даже ставятся какие-то номера из балетов. После добавляется дуэт, современный танец и актерское мастерство.
Тут мы не выдержали и задали вопрос, который из всех существующих мифов интересовал нас больше всего: кровавые мозоли и стертые наполовину из-за пуантов пальцы – неужели жестокая реальность или все же преувеличение обывателей?
«И мозоли, и стертые пальцы — у кого-то именно так. Это индивидуально, ведь у кого-то кожа более мягкая, тонкая, а кого-то потолще и погрубее. И вот первая мозоль стирается, вторая мозоль стирается, зарастает и образуется более жесткий слой кожи. Да, он тоже потом может натирать и стираться, но это будет очень долго происходить», — поясняет наша собеседница.
Чтобы облегчить вот такой вот побочный эффект, балерины обклеивают каждый пальчик пластырем. Впрочем, такой жути, как иногда можно увидеть в Сети, когда на фото видны мясо и кости, все же не случается. Однако ногти с больших пальцев и мизинцев порой слезают и это, действительно, больно и иногда даже приходится брать больничный.
Устроила кордебалет
После окончания училища Романову пригласили в Астраханский театр оперы и балета.
«Я влюбилась в это здание на фотографиях, оно такое красивое. Помню на снимке всё было в зелени, залито солнцем, думаю: «Наверное, там будет очень хорошо». Ну и не ошиблась», — говорит она.
Начинала свой путь в астраханском театре София с работы в кордебалете. Это начальная ступень, с которой делают первые шаги к сольной карьере большинство балерин. Это массовые танцы, где танцуют лебедей, виллисы, корзиночки, баядерки, тени.
Потом идут корифеи — это когда у балерины появляется возможность выходить в небольших сольных партиях. Далее балерина становится солисткой, исполняя более сложные сольные выходы. Сейчас собеседница «Инфоштаба» — ведущая солистка и может вести весь репертуар. Впрочем, по словам Софии, она и за второстепенные партии берется.
«Почему бы и нет? Работа есть работа. Что сказали танцевать, то мы и танцуем», — делится балерина.
Регалией апогея в балете является прима-балерина. В целом, это, скорее, просто статус, нежели наличие больших отличий от ведущей солистки, позволяющий, скажем, выбрать себе партнера для партии или спектакль.
«У примы и у ведущей солистки самая большая ответственность за спектакль. Все-таки мы ведем от и до, мы должны показать, рассказать зрителю своими движениями, своим танцем, своей внутренней энергетикой, что мы хотим до него донести. Впрочем, например, стоять в кордебалете — тоже очень сложно, нужно каждую секунду линии держать. Это надо во все глаза смотреть, чтобы в линии слушать музыку и не выделиться, потому что уровень рук, уровень ног должны быть одинаковые, как по линейке», — отмечает сегодняшняя героиня «Инфоштаба»
Встать к станку
Тренировки у труппы Астраханского театра оперы и балета проходят ежедневно.
«Час идет утренний урок. Потом час мы можем с партнером порепетировать дуэты па-де-де по ближайшему спектаклю. Сейчас мы готовимся к премьере в мае, нам вписывают еще разучивать новую адажио, новые вариации, это еще два часа. Но вообще по-разному бывает. Иногда у тебя за весь день одна репетиция минут на 40, а бывает такое, что ты с десяти утра до шести вечера в театре, потому что перерывы между репетициями минут по 20 и – снова двухчасовое занятие в зале», — говорит Романова.
Свободное от работы время героиня «Инфоштаба» любит читать. Не потому что, надо, а просто бывает такая потребность – прочесть новую книгу. Любит посмотреть кино, в последнее время увлеклась документалистикой про балерин прошлого и нынешнего столетий. Говорит, что там часто встречаются вдохновляющие её фразы, которые помогают ей еще больше расти и понимать, что она двигается в правильном направлении.
Назвать свою любимую балерину София не смогла – просто не смогла выбрать. А вот свои любимые партии назвала. Это партия Авроры из «Спящей красавицы», премьера которой прошла в прошлом году, если говорить о классическом балете.
«Я не могу сказать, почему эта роль мне очень нравится, вот просто магия какая-то в ней есть», — говорит танцовщица.
Из современного балета София отметила партию из «Анны Карениной», также дебютировавшей в 2024 году.
«Я не ожидала, что партия Карениной меня настолько сможет поглотить, что мне настолько будет интересна и такая хореография, и такая сюжетная роль», — добавляет она.
Конечно, не могли мы спросить о питании, ведь о том, что едят балерины, а вернее о том, что они почти ничего не едят, ходит масса мифов. София Романова при росте метр шестьдесят восемь весит 46 килограммов, но все инсинуации о якобы голодающих балеринах опровергает.
«В училище, когда у девушек наступает пубертатный период, кто-то начинает сильно худеть, кто-то наоборот. Я тогда начала полнеть. И, конечно, занялась кардинально похудением — начала сидеть на гречке, варенной курице без соли, воде, зеленом чае. Употребляла много лимона, по утрам — грейпфрут. А сейчас понимаю, что просто нужно было переждать переходный возраст», — делится наша собеседница.
Сейчас София может даже позволить себе мучное, потому что организму нужны и булки в рационе. И если постоянно впахивать у станка, в классе и на репетициях, то лишних килограммов бояться не стоит, убеждена Романова.
«Если я чувствую, что я начинаю полнеть, я просто прихожу и заменяю ужин фруктами или просто пью чай, могу даже с чем-то сладким, просто откажусь от полноценного ужина. День-два и это все сходит. Так что на какой-то жесткой-жесткой диете мы не сидим», — резюмирует балерина.
Парные танцы
В Астрахани София Романова не только нашла свое место в мире балета, но и встретила свою любовь. Её супруг также солист Астраханского театра оперы и балета Аскар Сиразиев. Знакомы они восемь лет – в театр пришли одновременно, спустя пару лет начали встречаться и вот — второй год как подопечные Терпсихоры связали себя узами Гименея.
Так что следующий миф, который мы сейчас разоблачим – двум творческим людям сложно ужиться вместе.
«Мне наоборот даже как-то проще, что мой муж со мной здесь, потому что он всегда может меня поддержать и что-то посоветовать», — отмечает героиня нашего интервью.
Места ревности в паре, по словам Софии, нет. Они оба работают с другими партнерами, но друг в друге видят поддержку.
«Мне кажется, если бы супруг был из обычной жизни, он бы не понимал, во-первых, насколько это тяжело, почему я так устаю. Во-вторых, возможно, тогда бы как раз были вопросы, почему ты там обнимаешься с кем-то на сцене», — считает она.
Впрочем, «обниматься с кем-то на сцене» девушке и самой пришлось привыкать. Поначалу нашей героине было очень сложно отпустить какое-то стеснение. Софья считает, что ей повезло с партнерами, с которыми она работает, поскольку у них сложились добрые приятельские отношения, что помогало в начале карьеры преодолевать порог смущения.
И тут пришло время спросить про закулисные интриги и козни. Николай Цискаридзе, известный своим талантом не только танцора, но острослова, как-то, говоря о работе в Большом театре, заявил, что там «скорость стука быстрее скорости звука». Однако София предполагает, что в разных театрах разная рабочая атмосфера, но в астраханском, утверждает она, очень дружный коллектив.
«У солисток одна на всех гримерка и мы там никогда не ссоримся и не враждуем, между нами, девочками, нет конкуренции. Скажем, придет какая-то балерина в слезах, ну, не получается у неё что-то, все будут её успокаивать, помогать ей», — говорит Романова.
Ну что ж, считаем это достойно стать апофеозом. Поклон, занавес.
Добавить комментарий